Как открыть собственную МФО

Независимо от страны и тонкостей законодательства, все МФО имеют приблизительно одинаковую структуру и принцип работы. Это организации, которые выдают средства населению под определенный процент. Чтобы оформить займ, необходимо соответствовать некоторым критериям, и хотя МФО отличаются большей лояльностью и не так тщательно изучают клиента, но все равно важно предоставить минимальный пакет документов, чтобы компания взяла заявку к рассмотрению.

В некоторых странах такие займы оформляет население на текущие нужды, в других деньги берут предприниматели на ведение бизнеса. В любом случае, заем предусматривает сотрудничество с кредитной организацией, которая со своей деятельности получает доход.

Почему в МФО процент выше чем у банков

Микрофинансовые организации одобряют около 90% заявок. Это обусловлено тем, что не выдвигаются высокие требования к заемщику. Важно, чтобы он:

  • достиг 18 или 21 года;

  • имел стабильный доход;

  • располагал положительной кредитной историей;

  • мог предоставить документы, подтверждающие личность и место жительства.

В связи с невысокими требованиями, повышается риск невозврата средств. По сути, высокий процент — это страховка от злостных неплательщиков. Поэтому в итоге, МФО перекрывает невыплаченные займы за счет добросовестных клиентов.

Как открыть свое МФО

На первый взгляд может показаться открытие микрофинансовой компании достаточно простым делом. Но так как бизнес связан с финансами и населением, то к компании выдвигаются повышенные требования по многим критериям. Прежде, чем открывать МФО, нужно не только все четко спланировать, но и доказать свою состоятельность во многих инстанциях. С чего же начать? Рассмотрим все действия по порядку.

Бизнес-план

Так как МФО — это коммерческая организация, то как и любой бизнес, он нуждается в планировании. Если у вас нет таких навыков, составление плана можно доверить специалистам или пройти специализированные курсы.

Бизнес-план — это старт для любой компании. При открытии МФО его потребуют в обязательном порядке. Кроме того, когда придет время искать инвесторов — он поможет доказать прибыльность мероприятия.

Стартовый капитал

Важно рассчитать количество средств, необходимых для старта. Предстоят крупные траты на:

  1. закупку офисного оборудования;
  2. приобретение программного обеспечения;
  3. установка серверов;
  4. заработная плата сотрудникам;
  5. маркетинговые расходы;
  6. аренда помещения и т.д.

Помимо прочего, вы планируете выдавать займы, поэтому нужны средства на выплаты клиентам, которые окупятся только со временем.

Регистрация 

Следует тщательно изучить законодательство страны, в которой будет работать бизнес. Часто некоторые положения отличаются даже на региональном уровне. Но основные требования везде схожи — оформление юридического лица, регистрация в государственном реестре и уплата сборов.

Сколько на это потребуется времени — зависит от конкретной страны и ее особенностей. Например, в Германии необходим пакет документов, включающий фотографии владельца, заявки и копии письма на резервировании имени, Statement of Particulars, пин-сертификат и квитанция об уплате. 

Реклама и маркетинг

Чтобы о вашей компании узнало как можно больше потенциальных клиентов, нужна грамотная разработка продвижения. Его лучше доверить профессиональным маркетологам, которые проведут таргетинг и создадут рекламу в соответствии с целевой аудиторией.

Что для этого нужно:

  • запоминающееся название и логотип;

  • громкий слоган, который обратит на себя внимание;

  • рекламные рассылки и активность в соцсетях;

  • программа лояльности, система вознаграждения,розыгрыши;

  • баннеры, листовки и т.д.

Это все работа маркетологов, которые расставят нужные акценты.

Обслуживание клиентов

Попробуйте сами стать заемщиком в нескольких МФО, чтобы выявить их преимущества и недоработки. Таким образом, вы сможете понять, что новое можете предложить своим клиентам, чтобы выделиться из массы аналогичных компаний. 

Делайте акцент на вежливости и доброжелательности в общении. Об этом должен знать ваш персонал, быть стрессоустойчивым, но в то же время — настойчивым (никак не навязчивым).

Еще один важный момент — выплата средств. Чтобы наладить движение денег, важно позаботиться о надежном шлюзе P2P выплат.

Правила

Каждое МФО работает по собственным критериям и правилам, которые действуют во внутрикорпоративной среде. Определите порог лояльности, уступок и компромиссов, который не навредит доходности предприятия.

Вначале придется вести статистику и определение клиентов в ручном режиме. Но после того, как образуется стабильная клиентская база — необходимо использовать скоринг. Автоматический режим повысит эффективность работы в целом и поможет определять каждую заявку по многочисленным критериям отбора.

Работа с задолженностями

Приготовьтесь к неуплатам и задержкам, которые свойственны в любом кредитном агентстве. Если срок погашения просрочен минимально — то достаточно обзвона, а при систематическом нарушении стоит обращаться к коллекторским компаниям.

Со временем можно отработать собственную коллекторскую систему, чтобы не обращаться к аутсорсингу. И последнее — любой бизнес требует максимальных вложений, как финансовых, так и физических. Работая с самоотдачей,соблюдая правила и систематизируя процессы, вы сможете выйти на рынок и конкурировать на равных.