Независимо от страны и тонкостей законодательства, все МФО имеют приблизительно одинаковую структуру и принцип работы. Это организации, которые выдают средства населению под определенный процент. Чтобы оформить займ, необходимо соответствовать некоторым критериям, и хотя МФО отличаются большей лояльностью и не так тщательно изучают клиента, но все равно важно предоставить минимальный пакет документов, чтобы компания взяла заявку к рассмотрению.
В некоторых странах такие займы оформляет население на текущие нужды, в других деньги берут предприниматели на ведение бизнеса. В любом случае, заем предусматривает сотрудничество с кредитной организацией, которая со своей деятельности получает доход.
Микрофинансовые организации одобряют около 90% заявок. Это обусловлено тем, что не выдвигаются высокие требования к заемщику. Важно, чтобы он:
достиг 18 или 21 года;
имел стабильный доход;
располагал положительной кредитной историей;
мог предоставить документы, подтверждающие личность и место жительства.
В связи с невысокими требованиями, повышается риск невозврата средств. По сути, высокий процент — это страховка от злостных неплательщиков. Поэтому в итоге, МФО перекрывает невыплаченные займы за счет добросовестных клиентов.
На первый взгляд может показаться открытие микрофинансовой компании достаточно простым делом. Но так как бизнес связан с финансами и населением, то к компании выдвигаются повышенные требования по многим критериям. Прежде, чем открывать МФО, нужно не только все четко спланировать, но и доказать свою состоятельность во многих инстанциях. С чего же начать? Рассмотрим все действия по порядку.
Так как МФО — это коммерческая организация, то как и любой бизнес, он нуждается в планировании. Если у вас нет таких навыков, составление плана можно доверить специалистам или пройти специализированные курсы.
Бизнес-план — это старт для любой компании. При открытии МФО его потребуют в обязательном порядке. Кроме того, когда придет время искать инвесторов — он поможет доказать прибыльность мероприятия.
Важно рассчитать количество средств, необходимых для старта. Предстоят крупные траты на:
Помимо прочего, вы планируете выдавать займы, поэтому нужны средства на выплаты клиентам, которые окупятся только со временем.
Следует тщательно изучить законодательство страны, в которой будет работать бизнес. Часто некоторые положения отличаются даже на региональном уровне. Но основные требования везде схожи — оформление юридического лица, регистрация в государственном реестре и уплата сборов.
Сколько на это потребуется времени — зависит от конкретной страны и ее особенностей. Например, в Германии необходим пакет документов, включающий фотографии владельца, заявки и копии письма на резервировании имени, Statement of Particulars, пин-сертификат и квитанция об уплате.
Чтобы о вашей компании узнало как можно больше потенциальных клиентов, нужна грамотная разработка продвижения. Его лучше доверить профессиональным маркетологам, которые проведут таргетинг и создадут рекламу в соответствии с целевой аудиторией.
Что для этого нужно:
запоминающееся название и логотип;
громкий слоган, который обратит на себя внимание;
рекламные рассылки и активность в соцсетях;
программа лояльности, система вознаграждения,розыгрыши;
баннеры, листовки и т.д.
Это все работа маркетологов, которые расставят нужные акценты.
Попробуйте сами стать заемщиком в нескольких МФО, чтобы выявить их преимущества и недоработки. Таким образом, вы сможете понять, что новое можете предложить своим клиентам, чтобы выделиться из массы аналогичных компаний.
Делайте акцент на вежливости и доброжелательности в общении. Об этом должен знать ваш персонал, быть стрессоустойчивым, но в то же время — настойчивым (никак не навязчивым).
Еще один важный момент — выплата средств. Чтобы наладить движение денег, важно позаботиться о надежном шлюзе P2P выплат.
Каждое МФО работает по собственным критериям и правилам, которые действуют во внутрикорпоративной среде. Определите порог лояльности, уступок и компромиссов, который не навредит доходности предприятия.
Вначале придется вести статистику и определение клиентов в ручном режиме. Но после того, как образуется стабильная клиентская база — необходимо использовать скоринг. Автоматический режим повысит эффективность работы в целом и поможет определять каждую заявку по многочисленным критериям отбора.
Приготовьтесь к неуплатам и задержкам, которые свойственны в любом кредитном агентстве. Если срок погашения просрочен минимально — то достаточно обзвона, а при систематическом нарушении стоит обращаться к коллекторским компаниям.
Со временем можно отработать собственную коллекторскую систему, чтобы не обращаться к аутсорсингу. И последнее — любой бизнес требует максимальных вложений, как финансовых, так и физических. Работая с самоотдачей,соблюдая правила и систематизируя процессы, вы сможете выйти на рынок и конкурировать на равных.