Микрофинансовая организация проявляет лояльность к своим клиентам, однако, ошибочно думать, что деньги выдаются всем подряд. Еще одно заблуждение заключается в том, что все МФО заинтересованы загнать каждого своего клиента в долговую яму и после упорно «выбивать» долг любыми средствами.
Компания, занимающаяся микрозаймами, ведет свою деятельность для получения прибыли, соответственно, заинтересована в том, чтобы долг был выплачен вовремя. нарушая правила кредитования, МФО может попасть под санкции и штрафы, что послужит аннуляцией лицензии. Поэтому, чтобы получить свои средства обратно, ведется отбор заемщиков по определенным критериям.
Обращаясь в микрофинансовую организацию, многие думают, что проверяется только кредитная история. Имея неплохой рейтинг КИ, большинство уверено в одобрении займа. Каково удивление при получении отказа. А дело в том, что проверка ведется по разным факторам, и называется она скоринг.
Скоринг — это специальная система оценивания платежеспособности человека. Она предусматривает проверку по утвержденным критериям, помогающим определить финансовую дисциплину клиента.
Система появилась в США в 1940-х годах и до сих пор используется не только для выдачи займов, но и оформления таких услуг, как аренда автомобиля, квартиры и прочих услуг. Но если раньше ведение осуществлялось в бумажном виде в ручном режиме, то сегодня это автоматизированный процесс.
Система проверяет определенные данные, за каждый пункт выставляет баллы, которые в итоге суммируются и выдают результат. Чем выше балл, тем большая вероятность одобрения займа.
Скоринг включает несколько главных факторов, в которые входят:
кредитная история — рейтинг, число займов и кредитов, выданных ранее, своевременное погашение и просрочки, текущие задолженности, число обращений;
анкетные данные — оформляя займ, каждый потенциальный клиент заполняет анкету, в которой присутствуют разные пункты. это место жительства и работы, индивидуальный и семейный доход, наличие собственности движимой и недвижимой, возраст и другая информация;
архивные записи — если уже совершались обращения в данную МФО, то проверяются результаты заявки, был ли одобрен кредит, сумма и срок выплаты. Для этого запрашиваются архивные данные и проводится анализ.
В зависимости от компании, могут проверяться дополнительные критерии, например, задолженность за коммунальные услуги, тарифы оператора и др. Но это скорее исключения, нежели правило. В целом, каждая МФО старается максимально обезопасить свои средства, поэтому подходит к отбору клиентов со всей строгостью, насколько это позволяет политика компании.
По статистике, займы берут больше мужчины, чем женщины, а возраст составляет около 30-35 лет. В разных странах показатели могут отличаться, как и слои населения, которые чаще обращаются в МФО. Например, в Европе это больше предприниматели, оформляющие займы для вложения в бизнес. В странах с худшей экономической ситуацией, это в большинстве случаев, потребительские займы «до зарплаты», которые нужны для покупки бытовой техники, продуктов, ремонта и пр.
Чтобы получить займ без проблем, необходимо соответствовать определенным параметрам, а именно:
иметь в собственности недвижимость или автомобиль;
быть официально трудоустроенным и получать стабильную зарплату;
иметь высшее образование и семейный статус;
хорошая кредитная история без «темных пятен»;
быть активным в социальных сетях, которые отражают поведение и увлечения.
Но это лишь идеальные показатели, которые хотят видеть сотрудники МФО. В реальности все по-другому, так как займы берут:
трудоустроенные, безработные и студенты;
в возрасте от 18 до 60 лет и больше;
со стабильным доходом и временным заработком;
с отсутствием или не очень положительной КИ;
имеющие имущество и живущие на съемной квартире.
Так происходит по той причине, что идеальному заемщику редко нужны срочные деньги. такие потребители имеют накопления, которые используют в критический момент. Поэтому МФО «закрывают глаза» на некоторые характеристики, но это не значит, что получить займ может любой желающий.
Несмотря на всю свою лояльность, микрофинансовые компании отказывают массе людей. В большинстве случаев это случается по вине самого заемщика, его невнимательности и небрежности при заполнении данных анкеты. Что может стать причиной отказа:
ошибки в анкете — опечатки и недостоверные данные;
возраст клиента превышает установленные компанией нормативы;
отсутствие доходов, которые указываются в анкете;
негативная кредитная история и запись в «Черный список»;
наличие текущих непогашенных кредитов.
Если вы хотите получить максимум шансов на выдачу займа, подготовьтесь к анкетированию как можно тщательнее. Проверьте документы, которые необходимы для оформления, внимательно заполняйте все пункты, не допуская ошибок,
указывайте только правдивую информацию, которую легко проверить. если потребуется видеособеседование — приведите себя в порядок. Консультант оценивает визуальную составляющую в том числе.
И помните, что займ — это деньги в долг, которые нужно вовремя отдать, чтобы не переплачивать лишние проценты и штрафы. Пользуясь займами грамотно — вы сможете в критический момент получить нужную сумму быстро и без отказов.